Воскресенье, 22.06.2025, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSS

 Ассоциация учителей русского языка и литературы Тульской области 

Публикации членов Ассоциации

Главная » Статьи » Мои статьи

А.Я. Чуксина. Технология сотрудничества - одно из главных условий успешного обучения в условиях ФГОС.

Технология сотрудничества -
одно из главных условий успешного обучения в условиях ФГОС.
Реализация данной технологии на уроках русского языка и литературы.

Чуксина Антонина Яковлевна - учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №7».

Содержание:
1. Обучение в сотрудничестве. Преимущества данной технологии перед традиционными технологиями.
2. Историческая основа.
3. Цели и идеи педагогики сотрудничества.
4. Практика применения.
5. Технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы.
6. Результативность.


1.
Введение в педагогическую систему новых стандартов требует введения в образовательный процесс новых технологий и методов. Основной целью школьного образования является развитие личности каждого ребенка, его способностей, творческого потенциала. Школа должна подготовить и вырастить человека думающего, умеющего применять полученные знания на практике, сориентироваться в любой жизненной ситуации, быстро и разумно решать проблемы разной сложности, кроме того быть человеком чувствующим и переживающим, то есть выпускник школы - это компетентный гражданин своей страны. А значит, задачей педагога становится не просто дать готовые знания учащимся, а научить их самостоятельно добывать их, применять полученные знания на практике. Научить учиться.
Поэтому сегодня необходимо искать наиболее эффективные пути улучшения учебного процесса, достижения учебных целей, повышения заинтересованности учащихся в обучении и повышения успеваемости в классах. Как показывает практика, методы принуждения, авторитарности чаще всего не улучшают психологический комфорт в классе - дети выполняют задания в школе и дома не потому, что им интересно, а потому, что это надо сделать, чтобы не получить негативную оценку, стесняются отвечать, боясь осуждения за неправильный или неточный ответ, не осмеливаются спросить учителя, если что-то непонятно. 
Задача учителя, желающего научить детей, помочь им приобрести знания, умения и навыки, - создать условия для самовыражения детей, развития каждого учащегося. А чтобы этого достичь, нужно поменять авторитарные методы на демократические. Необходимо увидеть в детях, учащихся класса, личностей, научиться доверительному общению с ними. И вот тут необходимо вспомнить о технологии сотрудничества.


2.
Педагогика сотрудничества - это не новаторские методы. Уже в 70-е годы этим вопросом плотно занимался Симон Львович Соловейчик. В его книге «Учение с увлечением» (1976г.) прописаны основные принципы данной методики. «Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика». «Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению». Эти тезисы лежат в основе образовательных стандартов второго поколения. 
 Именно Соловейчик положил начало новому для того времени научно-практическому педагогическому учению - педагогика сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика.
Василий Александрович Сухомлинский, известный ученый-педагог, занимает достойное место среди самых талантливых имен педагогической науки.
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
•    доверия к ребенку
•    получение знаний без принуждения
•    воспитания без наказаний
•    сотрудничество родителей, учителей и детей
•    высокая нравственность
•    труд как творчество
•    свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
•    ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
•    воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
•    соотношение индивидуального и коллективного воспитания
•    развитие творческого начала у детей
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.


3.
В отличие от традиционных технологий обучения, где целью урока является усвоений знаний, выработка выработка умений и навыков с помощью механизма внушения и запоминания,  цели педагогики сотрудничества следующие:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- личностный подход к каждому учащемуся;
- единство обучения и воспитания.
Главная идея такого обучения - создать комфортные условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Педагогика сотрудничества подразумевает не только сотрудничество между учителем и учащимся, но и между самими учащимися. если объединить учащихся, разных по уровню обученности, дать им одно задание, определить роль каждого ученика в выполнении задания, то ребята оказываются в условиях, когда успех всей группы зависит от индивидуальной работы каждого. При такой работе у детей развиваются не только интеллектуальные способности и интересы, но и духовные, так как они учатся переживать не только за себя, а за каждого члены группы. Результатом такой деятельности становятся не только полученные знания, но и радость познания, творчества, ощущение роста своих сил, достижений, уверенность в себе.
Принципы педагогики сотрудничества следующие:
- взаимозависимость членов группы - единой цели можно достичь только сообща;
- личная ответственность каждого – от личного результата зависит успех всей группы;
- равная доля участия каждого члена группы – никто не остается без дела;
- самооценка - группа обсуждает итоги работы с целью усовершенствовать в дальнейшем результаты.
В основе педагогики сотрудничества лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Каждый ученик совершенствует свои собственные достижения. Каждый ребенок учится в силу своих собственных возможностей, поэтому каждая его маленькая победа имеет право оцениваться баллом выше. Если сильный и слабый ученик затрачивают одинаковое количество усилий при решении учебной задачи, то справедливо будет оценить их одинаковыми оценками. Дети разные по своей природе, они отличаются по темпераменту, характеру, не должен весь класс быть сильным, но все должны хотеть становится сильнее.


4.
Практика применения.
Перейти к данной технологии получится не сразу. Ребят нужно учить общаться между собой. Очень сложно разорвать сдружившиеся группы учеников, а учащихся нужно разбить на разноуровневые группы. Сначала возникает недовольство составом групп, ребята нервничают, просят перевести их к друзьям. Но эти эмоции проходят тотчас, как только начинается занятие – они осознали, что группа оценивается полностью, их общий результат зависит от работы каждого, и начинается активное сотрудничество по обогащению знаниями себя и друг друга, по улучшению результативности команды. И когда их работа оценивается достойно, по итогам совместной работы, оин уже начинают улыбаться тем, кого раньше даже не замечали.
 Чтобы разбить детей на разнородные группы, учитель должен четко знать уровень знаний каждого ученика, его способности, творческий потенциал ребенка. Эффективность усвоения знаний будет в том случае, если учащиеся не просто «зазубрят» правило и выполнят задания по шаблону, а в том, если они вникнут в суть понятий, поймут, как применять их на практике. Слабые ученики не останутся наедине с проблемой непонимания нового, а сильные смогут лучше уяснить материал, объясняя его товарищу. А главное, если совсем что-то не получается, можно спросить у учителя. Задача учителя научить «слабых» детей узнавать изучаемый материал, различать его и запоминать. В таких детях необходимо укреплять уверенность в своих силах, давая им посильные задания. Ребят более высокого уровня обучаемости необходимо учить навыкам самостоятельной работы, они должны понимать и систематизировать материал. У сильных учащихся, которые уже умеют сочетать теорию с практикой, проводить аналитические работы, необходимо поддерживать стремление к поиску, к творчеству.
Учащихся необходимо обучать правилам работы в группах для того, чтобы работать совместно они могли в более комфортных условиях. Эти правила должны всегда быть расположены на видном месте, учитель должен как можно чаще обращать на них внимание учащихся:
- будь корректным по отношению к товарищу;
- высказывай свою мысль четко и кратко;
- соблюдай очередность;
- не спеши с ответом, сначала все обдумай;
- будь активен и любознателен;
- справедливо относись к другим.
Этапы групповой работы:
1. При выполнении задания обязательно нужно определить учебно-познавательную цель, распределить задания по группам, распределить роли внутри группы. Например, один выполняет задание, второй корректирует, третий отвечает за оформление, четвертый подводит итоги.
2. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, выступают с результатами выполнения перед классом.
3.По итогам выполнения ребята решают контрольный тест индивидуально, оценки каждого за работу суммируются делятся на количество членов группы и всей команде ставится одна общая отметка за работу.
4. В конце работы учащиеся обсуждают достигнутые результаты, сообщают о трудностях, с которыми столкнулись, о путях их преодоления.
5. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.
Методики выполнения работы в группах.
1. «Обучение в команде». Ребята выполняют практические задания по закреплению изученного материала, контролируя и дополняя друг друга.
2. Принцип «вертушки». Каждый новое задание выполняется учащимися по очереди. При этом выполнение каждого задание объясняется вслух учеником и контролируется участниками группы.
3. Принцип «пила». Изучаемый материал делится на блоки. Каждый учащийся в группе выполняет свою часть задания, ищет материал по своему блоку. Учащиеся могут консультировать с членами других групп, выполняющих этот же блок, дабы информация по теме была более полной. А потом каждый обучает членов своей группы тому, что смог найти по своему разделу темы.
4.«Учимся вместе». Вся изучаемая тема делится между группами. Каждая команда готовит свой отрывок и впоследствии делится изученным со всем классом.


5.
Технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы.
Одной из главных целей обучения на уроках русского языка и литературы является научить детей владеть правильной речью, привить им коммуникативные навыки. И научить этому можно именно в сотрудничестве – дети общаются друг с другом, помогают в выполнении заданий, контролируют и оценивают себя и членов группы, соблюдая при этом вежливость, тактичность. 
Очень широко применение методик сотрудничества на уроках.
А) Проверка домашнего задания на уроке русского языка. Здесь уместно применить принцип «вертушки», когда ребята передают свои тетради с выполненными заданиями товарищу, сидящему слева. Проверяющий оценивает работу одноклассника ставит оценку с устными разъяснениями. В процессе такой работы учащиеся имеют возможность обсудить то, что было непонятно при выполнении заданий. Вместе прийти к ответам на возникшие вопросы, при необходимости обратиться к помощи учителя. При таком виде работы учитель реализует не только обучающие цели, но и воспитательные. Невыполнившим домашнюю работу ученикам становится стыдно, развивается чувство совестливости перед одноклассниками, отношение к заданиям становится более ответственным. 
Б) Принцип «пила» использую на уроках изучения нового. Например, при изучении темы «Порядковые числительные» каждая группа учащихся определяла, чем похожи слова «птичий», «звонкий» и пятый» и «восемь», «двадцать пятый», «сто тринадцать». Группы разделились внутри на подгруппы - одна подгруппа анализировала первую группу слов, вторая - вторую. Ребята консультировались друг с другом не только внутри группы, но и обменивались знаниями между группами. В результате получился научный рассказ о порядковых числительных. Учащиеся заполнили схему «Признаки порядковых числительных», ответили на вопрос, почему изучается эта темы в разделе «Слова со значением «признак предмета», на основе имеющихся знаний по темам «Имя прилагательное» и «Количественные числительные» определили морфологические признаки изучаемой части речи. 
По итогам работы отметки в виде баллов не ставились, но оценивались различные формы сотрудничества, взаимопомощи, результативность сотрудничества.
В) Такая же работа может быть проведена при изучении биографии писателей. В рассказе о жизни писателя можно выделить следующие блоки: жизнь писателя - детство, зрелые годы, последние дни жизни; его творчество - основные темы творчества, произведения, влияние внешних факторов на становление писателя.
Г) На уроках обобщения и систематизации знаний я применяю принципы «вертушки», «обучение в команде». 
Тема «Местоимение как часть речи». Цель урока - повторить весь материал по теме. Ребята выполняли групповые задания различной сложности, направленные на выявление знаний по теме, умений ими пользоваться (находить местоимения в тексте, не допускать речевых ошибок при употреблении местоимений и т.д.). Учащиеся быстро сориентировались, разделили задания между участниками группы. Некоторые задания приходилось выполнять всей группой, консультируясь друг у друга. При обсуждении выполнения заданий учащиеся показали отличные знания, применяли нестандартные способы решения упражнений, спорные вопросы решали сообща. Итоговый тест ученики выполняли индивидуально, результаты оказались выше ожидаемых.


6.
«Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению» - утверждал С.Соловейчик. Эти слова являются основополагающими концепции «педагогика сотрудничества». Ведь при таком методе каждый ребенок имеет возможность стать успешным, преодолеть свои страхи перед неизвестным - он знает, что он не один будет решать свои проблемы с наукой, ему помогут его товарищи, учитель, который выступает в роли союзника, помощника, консультанта. Даже если ребенок стеснительный, ему тяжело задать вопрос учителю, то уж спросить у своих одноклассников, озвучить свою проблему среди друзей будет проще. И если внутри группы непонятное будет трудно решить, то всем вместе спросить педагога уже не страшно. А когда данная технология становится привычной для ребят, то и тихони не робеют. Если в классе создана атмосфера комфортности, дети смело высказывают свои мысли, рассуждают, обсуждают, принимают активное участие в общей беседе. Ребенок самостоятельно учиться находить знания в учебниках, дополнительной литературе у одноклассников, учителя, без затруднений применяет их на практике. Ведь главное в обучении в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять какие-то задания вместе!
При такой работе дети не только более эффективного усваивают знания, развивают все виды мышления, реализуют свой творческий потенциал, но и учатся общаться друг с другом, выполняя коммуникативную функцию: вначале они сотрудничают друг с другом с целью получения более высокой оценки –  они учатся слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, осознавать собственные ошибки, а потом становятся сотрудниками не только на уроке, но и вне школы - коллектив становится дружным, сплоченным, уверенным друг в друге.


Используемая литература:


1. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий»/ Колеченко А.К. – СПб: Пособие для преподавателей, 2002.
2. Копылова Н.А. «Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений»/ Копылова Н.А. – М.: журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, вып.№45/ т.19/ 2007.
3. Мисюк А. «Трель Соловейчика»/ Мисюк А. – М.: Первое сентября, 2011.
4. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» / Под ред. Е.С. Полат – М.: Академия, 2001.
5. Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением»/ Соловейчик С.Л. – М.: Детская литература, 1979.
6. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»/ Сухомлинский В.А. – М.: Педагогика, 1990.
7. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного обучения» - М.: Бином, 2013

Категория: Мои статьи | Добавил: Григорий (31.03.2015)
Просмотров: 2636 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0